Теперь рассмотрим происхождение музыкальной субкультуры готов.
- Зарождение
В самом конце 70-х панк волна в Англии стала затихать, панк, как стиль, стал
видоизменяться, что вызвало изменения и в аудитории. Тогда и возник пост-панк,
изначально декадентское музыкальное течение не ставило перед собой никаких
задач и целей, просто часть панк групп сменила свое звучание на более
депрессивное и имидж на более декадентский. Siouxsie & the Banshees, Bauhaus,
Sex Gang Children, Joy Division, Southern Death Cult, Specimen, etc
сформировали готическую пост-панк волну, аудитория не отставала от своих
кумиров в плане имиджа и общую эстетику этого периода можно описать как dark
punk. Чуть позже возникли группы игравшие gothic rock, без явных пост-панковых
корней - Sisters of Mercy, Fields of the Nephilim, The Mission и другие.
Прото-готы тех времен достаточно сильно отличались по имиджу от современных
готов, хотя и сейчас существуют готы, для которых времена поздних 70-х/начала
80-х являются идеалом. Dark Punks были близки по идеологии со
своими прямыми предтечами - панками, только тотальный нигилизм панков был
несколько смягчен и приобрел более декадентские черты, на прямую связь
указывает хотя бы то, что до сих пор используемый девиз готов (пришедший к нам
из далеких 80-х) “Goth’s Undead” напрямую перекликается с девизом панков
“Punks Not Dead”. Имидж был тоже трансформирован из панковского - на головах
остались ирокезы (выбритые виски до сих пор отличительный признак готов)
только ирокезы приобрели насыщенный черный цвет, хотя иногда уже не ставились
торчком (интересный факт - ирокезы "радикально черного цвета" часто ставились
при помощи обувного гуталина), а зачесывались назад, собираясь в хвост, или же
зачесывались на одну из сторон (вот причина существующей до сих пор основной
прически готов), хотя широко распространена была и прическа типа “взрыв на
макаронной фабрике”, на данный момент достаточно мало используемая, одежда
тоже радикально сместилась в сторону черного цвета, хотя и с некоторыми
достаточно сильными изменениями - наибольшие изменения коснулись лиц мужского
пола, следует отметить немалое количество андрогинных (бесполых персонажей) на
ранней gothic сцене - часто и участники групп и фэны носили рваные колготки,
кофты-сетки (активно использующиеся до сих пор), etc. Однозначного объяснения
причин большого количества андрогинных готов не существует, но это однозначно
наложило отпечаток на все дальнейшее развитие субкультуры и до сих пор нормой
считается “женственность” облика гота мужского пола.
Актуальным оставался и самодельный пирсинг (булавки, кольца), более того, с
большой долей уверенности можно утверждать, что пирсинг в современном виде был
введен именно готами, естественно пирсинг был известен в течение многих веков,
начиная с древнейшей истории, но именно dark punks сделали его эстетикой. По
легенде многие dark punks тусовались в s&m клубах, где и был создан пирсинг в
современном виде. Из элементов доставшихся в наследство от панков следует
отметить такую вещь как шипованные браслеты и ошейники, если браслеты до сих
пор широко используются не только готами, но и металлистами и панками, то
ошейники это деталь “одежды” характерная только для готов. Из нововведений
следует отметить использование грима и маникюра лицами обоих полов. Dark punks
использовали достаточно грубый грим - белое лицо, обведенные черным глаза,
черные губы, ну и черные ногти на руках. Как видно из выше перечисленного
ранние готы достаточно много взяли у панков (что и не удивительно, так как
подавляющее большинство ранних готов были бывшими панками), но при этом ввели
в обиход достаточно нововведений, что указывает на однозначную самобытность
субкультуры и независимость от предтеч. Точкой отсчета истории готической субкультуры считается 1979 год, а точнее выход в этом году сингла Bauhaus “Bela
Lugosi’s Dead” - по множеству причин эта песня (изначально написанная как
шутка) и стала причиной появления gothic субкультуры в том виде, в каком мы
знаем ее сейчас. Вряд ли еще какая-нибудь песня из написанных в этом веке
стала причиной появления целой субкультуры. В композиции поется про Bela
Lugosi, культового актера венгерского происхождения, самой знаменитой ролью
которого стал Dracula 1931 года (этот момент прочно связал готов с вампирами). В припеве песни есть слова “Undead, undead, undead” (именно
благодаря этому припеву и появился “девиз” готов “Goth’s Undead”). Множество
ранних готов впервые услышали Bauhaus в фильме Голод и уж точно
его посмотрели все фэны Bauhaus, фильм начинается с выступления Bauhuas в
каком-то клубе, где они исполняют эту композицию. Фильм Голод - о двух
современных вампирах (еще одна связь с вампирами) в исполнении Дэвида Боуи и
Катрин Денев, которые пьют кровь не прокусывая горло жертвы, а делая надрез
маленьким ножиком в форме анкха - египетского символа вечной жизни, именно
благодаря использованию в фильме Голод анкх стал символом готов
используемым и поныне. Следует отметить, что dark punks и ранние gothic группы
не называли себя готами - термин был придуман примерно в то же время, но
группы не использовали его для описания своей музыки и слушатели редко
называли готами себя. Сам термин "гот" как описание индивидуума появился
позднее, когда сформировались четкие представления о готическом мировоззрении. Ранние готические группы были быстро подхвачены волной
популярности - о них писали все музыкальные издания того времени (широко
популяризируя термин gothic), как и о любом новом, "модном" музыкальном
течении. Но волна достаточно быстро (к середине / концу 80-х) схлынула, и
вроде бы все указывало на то, что и gothic музыка и подпитывающая ее
субкультура, тоже тихо умрут, однако все оказалось совсем не так.
3.2 - Развитие
Как было сказано выше, в конце 80-х интерес масс-медиа к gothic субкультуре
утих, и по всем признакам культура должна была тихо загнуться. Однако развитие
субкультуры пошло по другому пути - культура замкнулась в себе, и именно по
этому выжила, став еще "сильнее" и целостней. С середины / конца 80-х
поднимается вторая волна gothic групп - The Shroud, Rosetta Stone, London
After Midnight, Mephisto Walz, Corpus Delicti, etc и появляется формация людей
называющих себя готами, формируются основные представления о готической культуре,
понятия о готическом мировоззрении, новообразовавшаяся формация готов начинает
проявлять интерес к мировому "готическому" наследую - художественной
готической литературе, мрачному арту в самом широком диапазоне - он творчества
прерафаэлитов до работ HRGiger. Культовую популярность приобретает
писательница Anne Rice, автор вампирских новелл. В этот период сформировался
базис современной готической субкультуры - процесс формирования продолжался
примерно до середины 90-х, естественно я не хочу сказать, что в середине
90-х развитие goth субкультуры приостановилось - просто с этого момента
процесс развития культуры выходит на новый уровень. Наиболее активно
готическая сцена развивается в Германии (в Германии готов часто называют
Gruftie, а саму готическую сцену - "schwarze scene" - черная сцена), Америке и
Англии. Также существенные изменения происходят в музыке - формируются новые
gothic стили - darkwave, ethereal, dark folk, etc, соответственно разделяется
и аудитория, хотя разделение происходит не только по музыкальным пристрастиям,
но и по "видам" - появляются различные типы готов. В целом этот
период характерен достаточной замкнутостью культуры по отношению к "внешним
раздражителям". В результате к середине 90-х мировая готическая субкультура уже
имела сильную и очень развитую изолированную инфраструктуру - готические
журналы, радио, лейблы, клубы, магазины, и т.д., результатом была возможность
абсолютно автономного существования субкультуры и не зависимость от милости
масс-медиа и реакции общества.
3.3 - Настоящее
Вторая половина 90-х становится новой стадией развития готической субкультуры
- формирования dark culture, в целом под этим термином имеют в виду общую
"темную" субкультуру включающую в себя goth, vampyre, fetish, etc. Активную
роль в развитии готической субкультуры во второй половине 90-х сыграло
развитие internet. Готы активно включились в интернетовскую жизнь практически
с самого начала активного распространения интернет - основная конференция в
Usenet для общения готов - alt.gothic была создана еще в 1991 году (в ней
наблюдается гигантская активность - иногда до нескольких тысяч писем в день и
до сих пор), основной готический сайт в интернет - Dark Side of the Net
(http://www.darklinks.com/), являющийся индексом готических ресурсов в
интернет появился в 1994 году, в настоящее время в базе линков Dark Side of
the Net содержится более 8000 сайтов. Естественно развитие субкультуры шло не
только в "виртуальном" виде - в реальной жизни происходили также существенные
изменения, в частности именно в этот период стали регулярными различные
крупные готические фестивали - в Германии Wave Gotik Treffen, в Англии Whitby
Gothic Weekend, в США Convergence, на которые съезжаются готы со всей страны и
из других стран - подобные мероприятия с гигантским количеством различных
акций на каждом из них дали огромный толчок к расширению субкультуры. Также
культура развивается вширь, привлекая новых людей преимущественно из metal
культуры, возникает феномен под названием gothic metal, как вариант
металлической музыки приближенной к готической эстетике. Часто группы из
новейшей генерации готических групп (gothic metal) называют третьей волной
готической музыки.
Вот и сейчас это уже не музыкальная культура, а нечто большее. Готы стали придерживаться тёмной эстетике, готического мировозрения. А музыка и имедж всего лишь отображение внутреннего состояния готов. Это играет свою роль, но уже не такую, как раньше.