Прошу пардону за задержку...
С очень нелегим сердцем (лишь потому что "надо") приступаю я к этому обзору.
Сразу оговорюсь -- мне очень понравилось ЖЕЛАНИЕ всех участников. Желание поучаствовать в конкурсе, услышать чужое мнение (не обязательно полностью объективное и справедливое, но -- я старался), может быть, даже желание победить...
Огорчило другое: большинство стихотворений -- сырые. Более или менее, но -- сырые. Большинство стихотворений у меня восторга не вызвали...
Жаль.
Впрочем, что есть - то есть...
У меня сейчас мало свободного времени. Кроме того, я стараюсь читать (и перечитывать) внимательно, а не "по диагонали". Поэтому дело продвигается медленно.
Тем не менее, я уже написал про четыре стихотворения. А потом подумал...
А надо ли? Готовы ли вы воспринимать ТАКОЕ мнение?
Поэтому сейчас будет тест-драйв -- оценка одного стихотворения (первого). В моей "манере"... Так, как многим не нравится... Посмотрите... Есть ещё время отказаться от "изнасилования" ваших стихов...
Очень-очень коротко -- о моих критериях оценки конкурсных стихотворений. обращаю внимание -- это МОИ критерии. Абсолютно не настаиваю, что я прав в их выборе и в расстановке приоритетов
1) смысл. Читателю должно быть понятно, о чем нам хотел поведать автор. О какой-то истории, чувствах, образах, фантазиях, мыслях. Этот смысл может более или менее четким, лежать на поверхности или только выглядывать из глубин, но он ДОЛЖЕН быть.
2) эмоции. Стихотворение, даже самое повествовательное, должно пробуждать в читателе эмоции. Смех, огорчение, сопереживание, интерес, гнев. Но -- именно стихотворение. Жалость или ненависть к АВТОРУ -- это эмоция, конечно, но... не совсем та.
3) образность и прочие литературные приёмы, наличие/отсутствие штампов/банальностей.
4) техническая сторона (ритм, рифмы, ударения и всё такое прочее, включая грамматику).
5) собственно Поэзия (красота и прочая лабуда).
Итак...
Van der Stalker "корабли"
Не буду врать -- я не понял, о чём это стихотворение. Нет-нет! По мере прочтения я, конечно, начинал о чём-то догадываться, образ начинал складываться, но что-то постоянно меня сбивало... Приходилось перечитывать... Выдумывать, фантазировать, стыковать смыслы... И опускать руки... И снова фантазировать...
Вот лишь часть этого процесса:
"в этой бездонности" -- в КАКОЙ бездонности? Видите ли, название стихотворения нас на что-то уже настроило, не правда ли? И читатель (пока) может лишь предположить, что речь идёт о самой настоящей бездонности морских (например) вод... Впрочем, это ведь только завязка.. ОК, читаем дальше...
"нет прикосновений" -- гм, само по себе неплохо, но... Читатель начинает сомневаться -- а правильно ли он понял автора?.. Может быть, речь идет о какой-то другой "бездонности"? Он начинает смутно догадываться, что под "кораблями" понимаются не корабли как таковые... "Это же образ такой!" -- осеняет его гениальная догадка, и, по самую макушку довольный своей гениальностью, частью которой он даже на радостях готов (правда, авансом) поделиться с автором, читатель быстренько корректирует свое понимание: "корабли" -- это вовсе не корабли, а кто-то (например, люди (?)), которые никогда не соприкасаются... Правда, легкий укол сомнения всё-таки остаётся -- почему именно "бездонности"? Они уже утонули? Ну, то есть, умерли? Ведь неспроста же автор говорит именно "в бездонности", а не "на бескрайних просторах синего-синего моря" например... Так ведь и рисуется картинка -- корабли, мееееедленно погружающиеся в бездонную пучину, обреченные не соприкасаться ни с кем и ни с чем. Одиночество, но... посмертное какое-то... Или это про подводные лодки написано?.. Неее, тогда так бы и называлось -- "подводные лодки"... А то ведь -- "корабли"...
Тут читатель спохватывается -- не о кораблях же речь! Это люди такие... одинокие... после смерти, аха! (Читатель гладит себя по голове). Картинка становится более-менее логичной: ну на самом деле -- какие тусовки после смерти? К кому прикасаться? Лежишь -- и лежи себе... В бездонности...
Читатель почти успокаивается... Правда, ему теперь непонятно другое -- а к чему, собссногря, были приплетены корабли?.. Но, постучав себе по рукам (это ведь стихотворение, а не отчет команды копщиков с местного кладбища!) он говорит "ОК" и продолжает чтение...
"и танце прозрачных мгновений," -- читатель с пол-минуты тупо разглядывает эту строчку, пока в нём вызревает почти 100%-ная уверенность, что автор просто-напросто пропустил предлог "в"... После того, как она всё-таки вызрела, эта уверенность, читатель начинает думать: почему мгновения прозрачные и с какой радости они танцуют?.. Читатель недоумевает -- если это про "бездонность", то, собссногря, никакой "прозрачности", по идее, там быть не должно... Темно там, как в ж... у негра, если честно -- в бездонности-то... Хоть в настоящей, хоть в той, о чём он подумал ранее (ну, смерти, то есть)... Читатель делает несколько допущений по поводу "танца мгновений" -- ну, привычка такая у них, наверное -- танцевать на кладбищах. Вполне возможно... Но вот жуткие сомнения по поводу "прозрачности" его пока не оставляют... "Может быть, это противопоставление такое у Автора?" -- предполагает он... Темнота-прозрачность, неподвижность-танец, бездонность(=вечность)-мгновения?.. У читателя просыпается жуткое уважение к автору... "Ишь, как лихо закрутил!" -- думает он... Правда, пока непонятно, что именно автор подразумевает под мгновениями... Но читатель помнит свою глупую оплошность с кораблями -- и с готовностью допускает, что и здесь кроется ещё какая-то аллегория... Быстрый взгляд на уже прочитанное (как, неужели всего две строчки?) его сомнений не разрешает, но обнадёживает, и читатель читает дальше...
"во всей монотонности," -- замечательно! Читатель так рад, что он был прав... Танцуют именно мгновения (времени). Монотонно танцуют, естественно... А как ещё танцевать на кладбище? Буги-вуги зажигать или брейк? Всё правильно! Кто-то помер, а над ним монотонно танцует время. Читатель даже готов простить автору "всю" монотонность, хоть и мелькает у него на периферии сознания образ "не всей" монотонности... Мерещатся "верх", "низ" монотонности, окорок, правая передняя нога, грудинка... Но -- в тумане... Ибо -- ненавязчиво. Так, мимоходом -- "вся монотонность". Наверное, чтобы сомнений не было. ОК...
Читатель воодушевлен до предела и жаждет откровений -- что же ТАМ? В бездонности-монотонности?..
(слышится тихий стон читателя) "я вижу тебя лишь во всех проявлениях,"... Загадки множатся, как кролики... На одну разгаданную -- пара новых... Читатель помнит, что стихотворение аллегорическое... Поэтому его смущает вовсе не то, что лиргерой (предположительно, померший и находящийся в процессе монотонного погружения в бездонность) что-то (вернее, кого-то) "видит". О, нет! У читателя уже есть яркие примеры непоэтичности своего мышления... И он начинает думать... В задумчивости спотыкается об "тебя лишь...". "Лишь во всех проявлениях" или "лишь тебя"? Так как у читателя нет НИКАКИХ предположений, кого он должен был увидеть на месте лиргероя, он волен выбрать любой вариант... (Ну я же говорю -- кролики...) ОК, пока предположим, что "лишь" относится к "проявлениям" (причём опять "всем")... "А он весьма категоричен, этот автор!" -- мелькает мысль: монотонность -- вся, проявления -- все, бездонность бездонная и прикосновений совсема нету... "Совсема беда" -- сокрушается читатель... "А-яй-яй..." -- сочувствует он, правда, так и не представляя -- чему.
"во всех невозможностях"... "Слишком натянуто звучит!" -- морщится читатель, уже привыкший к полетам авторской мысли. Простим читателя?.. Ну ведь он не знает, о ком идёт речь... Поэтому, почти потеряв НИТЬ стихотворения, почти отчаявшись понять, о ЧЁМ же это, и краем глаза замечая, что стихотворение достигло середины -- кульминации, стало быть, -- он и переходит на чисто отвлеченное восприятие слов... Тут он замечает, что "во всех невозможностях" стоит почти рядом с "во всей монотонности", огорчается такому примитивизму и морщится ещё сильнее. "Нич-чё не понимаю!" -- расстраивается он на фоне постепенно набирающей силу (от частого морщивания, надо полагать) зубной боли... "Банально" -- думает он в сердцах, но произносить этого пока не хочет... В конце концов, стихотворение ещё не закончилось. Быть может, нас ждёт потрясающий финал?..
"так будь же моей неединственной, давай неслучимся," -- читатель торопится к разгадке и читает по две строчки сразу... Однако это явно неблагоразумное и опрометчивое решение чуть не приводит его к кондратию... Отдышавшись, читатель начинает собирать кусочки паззла в картинку:
Стало быть, так: ОН помер, лежит себе, никого не трогает (ну, не прикасается ни к кому), прозрачные мгновения над ним монотонно танцуют, и снится ему ОНА -- "вся такая-растакая" (с), ну -- мечты у него... чё ещё, померев, делать-то?.. фантазии... эротические, может быть, даже... и он предлагает ей... мамадорогая... "стать его неединственной" (!) Читателя несёт -- то есть, ей надо тоже помереть?.. и пополнить его загробный гарем (?)... При этом в "давай неслучимся" чудится что-то неясное... тоже потустороннее... Первую версию -- типа "давай никогда не встретимся" -- читатель гневно отметает. Ибо чётко написано -- "будь же...". Стало быть -- что?.. Что-что... (читатель чешет репу... соображает, что глагол "случаться" может быть образован и от "случая", и от "случки"... пошловато хихикает в ладошку,.. краснеет... отметает и этот вариант)...
Ещё варианты есть?.. Нет?.. Вердикт -- глупая фраза, претендующая на загадочность и красивость...
Или вот как... Это не ОН! Это ОНА померла!.. Точно!!! Она померла... а он её рассматривает... вспоминает и, опять же, фантазирует о "невозможностях"... гы... ну не давала она ему... а потоооом, нафантазировавшись... мамадорогая (дубль два)... он решает тоже помереть и быть с ней... там... в будущем гареме... и они там будут неслучаться (читатель опять почему-то краснеет)...
Мда... Что там про кроликов?..
"от пристани последний уходит корабль, печальный и призрачный" -- точняк! всё сходится!!! УРА! ОН (или ОНА -- варианты допустимы) помрет (отойдет от пристани, прямиком в бездонность (?)), обречен(а) он(а), понимаете? поэтому и печально, и призрачно...
Фффух!!!... Связали, но... с грехом пополам... Читатель сомневается -- неужели именно об этом хотел сказать автор?.. А это таки плохо -- когда читатель сомневается...
"КГ/АМ" -- говорит читатель, оставляя со-читателям право расшифровать эту аббревиатуру по своему усмотрению...
А теперь -- вопрос к автору! Ну не об этом же писал, нет?.. А ведь можно и так прочесть, не правда ли?.. А почему можно? А потому что -- непонятно написано.. О чём, о ком -- непонятно... что случилось/неслучилось -- неизвестно... Чем закончилось? Расставанием (кораблик-то уплыл) или надеждой (кораблик, небось, должен потонуть)... Туман-с.. Призраки вокруг плавают... И -- мечты, мечты...
Итого "за смысл" -- 6 баллов (из 10-ти).
Эмоции... Нет, не возникли (по отношению именно к стихотворению, не к автору)... Разве только интерес... Впрочем, интерес был недеццкий... Прямо-таки расшифровка египетских иероглифов... Скучно... "Монотонно"... Паззл рассыпается на глазах... 3 балла (из 5-ти).
Образность здесь, вроде бы, как раз "на высоте"... Аллегории, туманные намёки, "танец прозрачных мгновений" и тому подобное... Но... я в растерянности... Это паззл... По отдельности -- хорошо... Всё вместе -- никуда не годится. Оригинальных находок нет... "Корабль отходит от пристани" -- литературный штамп. "Неединственной" -- звучит красиво, но, если хоть капельку вдуматься -- довольно глупо и пошло...
Итого -- 3 балла (из 5-ти).
Ритм -- неплохо (с оговорками), рифмы -- банальные, кроме одной (неединственной - от пристани). Пропущенный предлог. "тебя лишь". Запятая после "неслучимся" портит ВСЁ. Идея слить всё стихотворение в одно предложение -- в данном случае плохая! (хоть этим и подчеркивается эта самая пресловутая "монотонность").
Итого -- 3 балла (из 5-ти).
Поэтичность -- после небольшой доработки это ДОЛЖНО быть красиво. Очевидно, что автор слишком торопился. При записи стихотворения на бумагу разорвались и потерялись тоненький ниточки, связывающие его, делающие картинку целой... Мне кажется, потенциал у этого стихотворения очень неплохой. НО -- именно потенциал. 7 баллов (из 10-ти).
Итого = 6 + 3 + 3 + 3 + 7 = 24 (из 35).
С уважением ко всем участниам форума и, особенно, конкурсантам, Ikki (ждущий ответов)...