Сатана — это не черт с рогами из басен христианских теологов, хотя из всех
персонажей христианской литературы он Сатанисту наиболее симпатичен. Сатана — это просто Сила. Природу этой Силы человек пока что понять не в
состоянии. Каждый представляет себе Сатану по-своему, и ни у кого нет
оснований считать свое представление наиболее верным. Для некоторых Сатана — что-то вроде физического поля; другие представляют его как языческое божество; для кого-то — просто образ, характер, с которым он чувствует свое родство; кто-то, возможно, использует и антропоморфное представление, — кому как удобнее. Различия в мнениях о физической сущности Сатаны нисколько не влияют на само мировоззрение Сатанизма.
Сатанизм — это не совсем религия, а по мнению некоторых Сатанистов — совсем не религия. В Сатанизме нет того, что обычно полагается главной
составляющей религии — веры. Сатанисты не верят в Сатану в общепринятом
понимании. Точнее даже будет сказать, что Сатанисты ни во что не верят на
100% (но и ничего полностью не отрицают). Сатанист принимает к сведению
любую информацию, но не считает ее абсолютной истиной. Поэтому в Сатанизме нет постулатов о строении неизученных наукой областей Мироздания; он не берется отвечать на вопросы о том, откуда произошел мир, что с нами будет после смерти и т.д. Ведь гораздо честнее в ответ на такие вопросы сказать — "Не знаю", чем выдвигать произвольные, совершенно ничем не подтвержденные предположения и выдавать их за истину, что является излюбленным занятием массовых религий вроде христианства. Конечно, Сатанист может выдвигать какие-нибудь свои предположения о том, что науке пока еще не известно, но он ни на минуту не забывает, что это всего лишь предположения.
Сатанизм — мировоззрение индивидуалистическое. Иногда говорят, что у
каждого Сатаниста свой Сатанизм, и такое мнение имеет под собой основания.
Действительно, каждый Сатанист формирует свое понимание Сатанизма. Но
поскольку Сатанист — это особый тип личности (подробнее см. статью
"Определение Сатаниста" ) то и взгляды Сатанистов во многом схожи и
образуют единое мировоззрение — Сатанизм. Сходству взглядов Сатанистов
также способствует их стремление к объективности. Если на мировоззрение
обычных людей зачастую оказывают влияние их личные проблемы, комплексы, обиды, то у Сатанистов этот фактор исключен или почти исключен.
Имеющиеся в обществе представления о Сатанизме как о религии со всеми
религиозными атрибутами — культом, обязательными обрядами и т.д., а также
мнение, что Сатанизм есть просто антихристианство — далеки от реальности и
обязаны своим происхождением людям, не имеющим отношения к Сатанизму.
Сатанистские тенденции существовали в самых разных культурных традициях задолго до появления христианства, только назывались они по-другому.
Упоминание же Сатаны в христианской библии ничего не значит: Сатанисту
совершенно безразлично, что и как написано в этой книге — тем более, что
даже само имя Сатана заимствовано авторами библии из более ранних
источников. Те же, кто говорит о "поклонении Сатане" или "поклонении силам
зла" — не имеют о Сатанизме ни малейшего представления, а лишь повторяют
выдумки проповедников и некомпетентных журналистов.
Во-первых, поклонение кому-либо совершенно чуждо Сатанисту. Сатанист
признает недостойным для себя опускаться на колени, даже перед какой-то
могущественной силой. Да и, собственно говоря, кому и зачем нужно
поклонение? Разве что тому, кто страдает комплексом неполноценности и
стремится возвысить себя, унизив других. Сатане такое не свойственно, так
как он не подобен человеку и не может поэтому иметь человеческих
комплексов.
Во-вторых, Сатанисты почти не используют понятий "добро" и "зло", потому
что эти понятия относительны, субъективны и слишком эмоционально окрашены, а следовательно — искажают реальную сущность вещей. Мы говорим не о добре и зле, а о пользе и вреде, целесообразности и необходимости — это гораздо более точные понятия. В то же время, представление обычных людей о добре практически одинаковы — под добром они понимают сохранение существующего порядка вещей (не зря же говорят — "добрые старые времена"). Поэтому понятие зло иногда употребляется Сатанистами как синоним изменения существующего порядка.
В Сатанизме нет и не может быть четких принципов или догм, обязательных для соблюдения, потому что, как уже указывалось, Сатанизм —
индивидуалистическое мировоззрение. Источником Сатанизма является сам
Сатанист, а не какие-то документы, в которых могут быть зафиксированы
принципы и догмы. К тому же Сатанист понимает, что невозможно
сформулировать такие принципы, которые были бы верны для любой ситуации.
Сатанист в любой ситуации думает самостоятельно; ему глубоко противно жить по шпаргалке, кем бы ни была эта шпаргалка составлена. Никакие существующие в обществе догмы и стереотипы, чего бы они ни касались — представлений об окружающем мире, поведения в обществе, любви и семейных отношений, или чего-то еще — не имеют силы для Сатаниста. Но, поскольку ему приходится жить среди общества, Сатанист просто учитывает при принятии жизненных решений особенности общества как фактор, который он не в силах изменить — подобно тому, как моряки и летчики следят за погодой.
Конечно, каждый Сатанист может выработать какие-то принципы и представления лично для себя, но он не имеет права требовать следования им от других: ведь это будут принципы его Сатанизма, а у других Сатанистов понимание Сатанизма — иное. К тому же своя индивидуальность для Сатаниста превыше всего, и он не позволит никому вмешиваться в свою жизнь и чего-то требовать.
Кроме того, само Сатанистское мировоззрение не постоянно, а изменяется со
временем, поскольку изменение всего и вся — важнейшая черта характера
Сатаны. Сатанист всегда идет в ногу со временем и чуть впереди него.
Сатанизм сегодня сильно отличается от Сатанизма, который был сто лет назад, и от Сатанизма, который будет еще через сто лет. Это вполне естественно для Сатаниста, потому что окружающий мир стремительно меняется.
Если Сатанист встречает факты, которые не согласуются с его взглядами — он
без колебаний изменит свои взгляды, чтобы они соответствовали реальности.
Свойственная многим людям ложная "последовательность" (т.е. стремление
сохранять свои первоначальные взгляды несмотря ни на что) совершенно чужда Сатанисту.
Сатанизм предполагает отношения взаимовыгодного обмена между индивидами. "Совесть", "альтруизм", "моральный долг" и другие предрассудки, требующие от человека что-то сделать "за просто так" — не свойственны Сатанисту. За все надо платить. Совсем не обязательно "платить" именно в денежном смысле этого понятия; любая встречная услуга, выгодное изменение положения вещей — это тоже плата.
В своих отношения с людьми Сатанист также стремится к тому, чтобы эти
отношения были взаимовыгодными и приносили удовлетворение каждой из сторон.
Обычно он относится к людям так же, как они относятся к нему. Сатанист не
обижается и не прощает обид — ему чужды подобные эмоциональные реакции. Он просто делает выводы для себя: на что способен тот или иной человек, и стоит ли с этим человеком поддерживать какие-то отношения.
Сатанист — не враг общества, но и не член общества; он — в стороне.
Интересы общества: политика, экономика и т.п. — волнуют его лишь тогда,
когда они затрагивают его собственные интересы. Свои интересы для Сатаниста всегда стоят выше чужих; Сатанизм — мировоззрение разумных эгоистов. Что есть разумный эгоизм? Это эгоизм разума и воли, а не эмоций. Эгоизм в серьезных делах, а не в мелочах; эгоизм, просчитывающий ситуацию вперед и готовый отказаться от сиюминутной выгоды ради большей выгоды в будущем — вот эгоизм Сатаниста. Из этого ни в коей мере не следует, что Сатанист игнорирует интересы других; он охотно пойдет навстречу кому-нибудь, если это отвечает и его собственным интересам.
Сатанизм — это свобода, подконтрольная только разуму Сатаниста. "Делай, что изволишь — таков весь закон", — сказал Алистер Кроули. Эта фраза как
никакая другая могла бы стать девизом Сатанистов. Обратите внимание — не
"что хочешь", а "что изволишь". Хотеть можно и невозможного. А изволить —
значит приложить усилие разума и воли для реализации своего хотения.
Разум для Сатаниста всегда выше эмоциональных и инстинктивных позывов — это необходимо для того, чтобы развиваться и быть независимым. Ведь именно подчиненность своим эмоциям делает человека зависимым от других людей, от их отношения и суждений. Для Сатаниста, как правило, безразлично мнение людей о нем, если только это не представляет опасности для его жизни и здоровья; Сатанисту не требуется быть "своим" среди людей.
Вышесказанное вовсе не означает, что Сатанист не испытывает эмоций или
стремится их в себе подавить. Эмоции в личности Сатаниста занимают свое
естественное положение и не подменяют собой рассудок, что часто бывает у
людей.
Сатанизм не стремится распространить свое мировоззрение на весь мир, как
это делают различные массовые религии и идеологии. Потому что Сатанизм —
мировоззрение Личности, а не толпы. Далеко не каждый способен стать
Сатанистом. Сатанист — это особый тип личности, который не приемлет
массовые религии, массовую культуру и вообще "народную массу" со всеми ее представлениями, комплексами и традиционными идеалами. Если под "людьми" понимать толпу, большинство, то Сатанист — это "нелюдь", это личность, для которой неестественно то, что считается обычным и нормальным для человека толпы. Поэтому последователи Сатанизма никогда не будут составлять большинство в мире, но это и не нужно. В Сатанизме главное — качество, а не количество.
Стремление Сатаны к изменению и развитию во всем мире распространяется и на каждого Сатаниста. Реализовывать на практике и совершенствовать свои
способности, знания и умения, быть выше толпы не на словах, а на деле — это тоже важная часть Сатанистского мировоззрения и образа жизни Сатаниста.
Мировоззрение Сатанизма не ставит перед своими последователями какой-то
одной "великой цели", "смысла жизни". Каждый Сатанист сам определяет как
свои цели, так и методы их достижения. Общие тенденции — "делать, что
изволишь", а не "что велят", а также — ничем не ограниченное развитие и
самосовершенствование.
Невозможно раскрыть всю полноту Сатанизма в одной статье. Кроме того, как
уже говорилось, понимание Сатанизма разными Сатанистами отличается. Я
изложил только самые основные идеи, с которыми согласятся практически все
Сатанисты. Подробнее мое представление о Сатанизме отражено в материалах на сайте. Читайте, но помните: это мой Сатанизм. Ваш Сатанизм может быть другим.
Необходим какой-то критерий, позволяющий отличать Сатанистов от тех, кто
таковыми являться не может — потому что при его отсутствии название
Сатанист становится объектом демагогических спекуляций. С одной стороны,
Сатанистами зовут себя все, кому не лень, поскольку проверить это трудно; с
другой — некоторые личности признают или не признают кого-то Сатанистом в
зависимости от своих личных симпатий и антипатий.
Попытки определить понятие Сатанист делались двумя различными способами:
1) в виде тезиса, из которого можно логически вывести все качества и
особенности, свойственные Сатанисту;
2) в виде перечисления набора качеств, обладание которыми делает индивида
Сатанистом.
Первый путь имеет серьезный недостаток: такое определение получается
слишком туманным и допускает произвольные толкования. Чтобы этого избежать, приходится уточнять и дополнять определение, в результате чего оно раздувается до объема целой статьи и в конечном итоге все равно сводится к перечислению качеств и особенностей Сатаниста.
Поэтому второй путь видится более перспективным. Однако, определения такого типа тоже страдают рядом проблем: либо они выдают желаемое за
действительное и получаются откровенно фантастическими, описывая некоего
идеального сверхчеловека, которого в реальности не существует; либо в них
имеются "дыры", позволяющие назвать Сатанистами тех, кто к таковым явно не относится.
На мой взгляд, подобные нестыковки в определениях понятия Сатанист
объясняются тем, что их авторы исходят из первичности мировоззрения по
отношению к индивиду, Сатанизма перед Сатанистом. Они выделяют различные элементы Сатанистского мировоззрения и относят к Сатанистам того, в ком эти элементы присутствуют. Такой подход приемлем для массовых мировоззрений (типа христианства, марксизма и т.п.), при которых индивид берет готовое мировоззрение из внешнего мира, примеряет его на себя и изменяет себя под влиянием мировоззрения. Сатанизм же есть мировоззрение индивидуальное, формируемое самим индивидом; конечно, отдельные штрихи он может позаимствовать из философских и литературных источников Сатанизма, но основу мировоззрения он создает сам.
Поэтому следует говорить о первичности Сатаниста как индивида, обладающего определенными характеристиками, по отношению к Сатанизму как мировоззрению, наиболее естественному для индивида с такими характеристиками.
Трудности с формулировкой определения Сатаниста возникают еще и потому, что Сатанисту свойственно постоянное развитие, и индивиды, находящиеся на разных стадиях этого процесса развития, различаются по своим
характеристикам. Поэтому из определения, гласящего, что Сатанисту
необходимо обладать всеми соответствующими качествами в полной мере,
вытекает, что настоящих Сатанистов в природе не существует; в то же время
исключение каких-то качеств из этого списка позволяет назвать Сатанистами
явно посторонних людей. Попытки сделать нечто среднее между этими двумя
вариантами тоже не решают проблему: приходится работать с количественными показателями степени обладания индивидом нужными качествами, которые точно определить невозможно; в результате, итоговая дискретная оценка "Сатанист — не-Сатанист" получается слишком субъективной.
Причина здесь также лежит в неоправданной аналогии Сатанизма с массовыми мировоззрениями, которые являются статичными. Сатанизм же есть
мировоззрение динамическое; это — путь, а не состояние.
Выбраться из этого круга проблем можно, если разделить характеристики
Сатаниста на две группы:
1) качества, которыми Сатанист обладает изначально;
2) качества, которые Сатанист стремится в себе развить, если они у него
отсутствуют или развиты недостаточно.
Такая модель следует из присущего Сатанисту стремления к развитию, и
отражает процесс этого развития.
Распределение качеств по группам не должно быть субъективным; оно следует из природы самих этих качеств. К первой группе относятся качества, которые являются врожденными и не становятся в детстве объектом воспитания (т.е. общество не способно или не считает критически важным вдолбить ребенку прямо противоположные качества). Ко второй группе следует отнести качества, которые могут быть присущи только взрослому индивиду, а также качества, для выработки в себе которых необходимо избавиться от внушенных в детстве установок.
Теперь уже рассмотрим конкретно: какими качествами обладает и стремится
обладать Сатанист.
1. Качества, необходимые для Сатаниста — так сказать, стартовая площадка
Левого пути. Отсутствие хотя бы одного из них указывает, что индивид
Сатанистом не является.
Постоянное развитие. Сатанист никогда не упускает случая усовершенствовать свои знания и умения в нужных ему областях. (Именно в нужных ему, а не в тех, которые общество считает нужными для любого человека или окружающие люди считают нужными для него.)
Индивидуализм. Мнение других не является для Сатаниста основанием для
каких-либо действий или изменения собственного мнения, за исключением
случаев, когда он сам считает это мнение разумным или когда поступить иначе было бы опасно для его жизни, здоровья или благосостояния. (Под опасностью для благосостояния понимается риск потерять все до копейки, а вовсе не упущенная возможность заработать еще денег, когда их и так достаточно.)
Непокорность. Сатанист стремится избежать зависимости от кого-либо и
чего-либо; если же это невозможно, старается свести эту зависимость к
минимуму. (Из этого также следует, что Сатанист не продаст свою свободу ни
за какие материальные или иные выгоды.)
Творческий подход. Везде, где это возможно и целесообразно, Сатанист
создает собственные идеи и эстетические образцы, а не повторяет уже
готовые. (Например, если Сатанист занимается искусством — он отражает в нем свою собственную индивидуальность, а не следует канонам стиля, и т.д.)
Оценка качеств, перечисленных ниже, как полезных для себя.
2. Качества, желательные для Сатаниста. Сатанист стремится выработать у
себя те из этих качеств, которых ему не хватает, и развить уже имеющиеся.
Эгоизм. Сатанист все делает ради собственной пользы. Он может что-то
сделать для других, только если это и ему тоже выгодно. (Эгоизм Сатаниста — разумный и гибкий; например, сделать для кого-то что-то сейчас ради собственной выгоды в будущем.)
Неподверженность самообману. Сатанист считает что-либо истинным, только
имея достаточные основания для этого. Сатанист готов изменить свое мнение,
если появляются факты, которые это мнение опровергают. (Сатанист ни во что не верит и ничего не отрицает, он оперирует фактами и логикой.)
Ответственность. Сатанист всегда осознает свою ответственность за каждое
совершенное им действие и не пытается переложить эту ответственность на
других индивидов или иные внешние обстоятельства. (...а также на
собственную слабость, незнание и т.д.)
Контроль разума над поступками, эмоциями и инстинктами. Сатанист стремится
к тому, чтобы его сознание контролировало не только все его поступки, но и
физиологические реакции его тела. Сатанист может сознательно отключать этот контроль на время, если сочтет нужным. (По сути, это логическое следствие принципа ответственности: если уж я несу за что-то ответственность, то это должно полностью зависеть от меня.)
Отход от человеческого. Сатанист стремится преодолеть ограничения, которые на него накладывает его принадлежность к виду Homo Sapiens. (Под этим подразумевается прежде всего отказ от человеческой точки зрения на мир — например, от рассмотрения ситуации на Земле только с позиции человечества; и отказ от того, что общественное мнение считает обязательным свойством человека — например, от общественного образа жизни.)
Объективная самооценка. Сатанист стремится точно знать свои силы,
способности, таланты и свои слабости, недостатки, физические ограничения.
Сатанист не станет колебаться, если ему нужно сделать то, что он способен
сделать; но и не станет браться за дело, которое ему не по силам. (Для
Сатаниста одинаково нежелательны как беспричинная неуверенность в себе, так и необоснованная самоуверенность.)
Гармоничность. Сатанист стремится к тому, чтобы его взгляды не
противоречили его сущности; чтобы между разными частями его мировоззрения не было противоречий; чтобы его образ жизни, действия, вкусы и т.п. не противоречили его взглядам. (Сатанист — цельная личность, самостоятельно формирующая свои взгляды в соответствии со своими личными особенностями, а не заимствующая отдельные понравившиеся моменты у других.
Мировоззрение Сатаниста — цельная философская система, а не набор идей, выхваченных из разных источников.)
Преодоление себя. Сатанист стремится изжить те особенности своей личности,
которые мешают ему развиваться. (Собственное прошлое не должно мешать
Сатанисту двигаться в будущее.)
Влияние на людей. Везде, где это возможно и целесообразно, Сатанист
стремится использовать людей для достижения своих целей. (Человек для
Сатаниста не цель, а средство.)
Таким образом, можно сделать вывод, что Сатанистами (или, по крайней мере,
потенциальными Сатанистами) — рождаются. Хотя, вероятно, не все, рожденные Сатанистами, находят себя.
Все сказанное выше про Сатанистов, в принципе, вполне применимо ко всем
идущим по Левому (Темному) пути, вне зависимости от того — как они себя
называют. Личные качества, а не мировоззрение — вот что направляет индивида на Левый путь. А его мировоззрение уже формируется на основе его личных качеств.
Сатанист — это тот, кто обладает определенными качествами, а не тот, кто
придерживается определенного мнения. Сатанистом невозможно стать в один
момент; можно только, уже будучи таковым, осознать этот факт.
Собственно Сатана — сила стихии Огня. Сатана олицетворяет изменение и
развитие. Он не дает ничему в мире стоять на месте и сохраняться в
неизменности, ведь что не развивается, то — мертво. Огонь Сатаны уничтожает все мертвое и дает энергию для создания нового, рождения новой жизни. Кроме того, Сатана — это сила и власть, Властелин и Воин.
Люцифер — Сатана знающий, сила стихии Воздуха. Люцифер олицетворяет знание и свободу. Он вселяет сомнения и побуждает спорить, отвергать ложные догмы и искать новое знание, преодолевать любые границы и препятствия, свободно обмениваться знанием. Люцифер — это интеллектуальное совершенство, Ученый и Философ.
Белиал — Сатана естественный, природный, сила стихии Земли. Белиал
олицетворяет рождение, жизнь и смерть, цикличность процессов в мире. Он
внушает стремление просто жить и быть самим собой. Белиал — это здоровье и сексуальность, простота и естественность. Это Зверь в человеке.
Левиафан — Сатана непознанный, сила стихии Воды. Левиафан олицетворяет
магию и тайное знание, все неизвестное и выходящее за рамки обычных
представлений. Он не выходит на первый план, его власть скрыта и незаметна.
Левиафан — это хранитель тайн, Маг и Психолог.
Астарта — Сатана в женском обличии, сила стихий Земли и Воды. Астарта
олицетворяет красоту и сексуальность, плодородие и творчество. Это красота
Тьмы и лунного света, любовь и вдохновение, прелесть тела и очарование
искусства. Ее власть — чары и возбуждение чувств. Астарта — это Муза и
Жрица Любви.
Дагон — Сатана преуспевающий, сила стихий Земли и Воздуха. Дагон
олицетворяет богатство и изобилие, везение и осуществление всех планов. Он приносит удачу смелым и решительным, богатство и успех тем, кто работает ради них. Дагон — владетель материальных ценностей и повелитель Удачи.
Бегемот — Сатана веселящийся, сила стихий Земли и Огня. Бегемот
олицетворяет все простые радости жизни. Бегемот — это еда и вино, веселье и праздники, и в то же время — измененное состояние сознания, опьянение. Жить и радоваться жизни, познавать жизнь во всех ее проявлениях — вот идеал Бегемота. Бегемот — весельчак и жизнелюб.
Аббадон — Сатана-разрушитель, сила стихий Огня и Воздуха. Аббадон
олицетворяет гнев и ярость, месть и беспощадность к врагу. Аббадон — это
лавинообразное разрушение, пожар и взрыв. Аббадон — это Сатана,
уничтожающий то, что мешает ему. Но разрушение старого — это всегда
подготовка к созданию нового. Аббадон расчищает место для творчества
Белиала и Астарты.
Азазель — Сатана нежданный, сила стихий Огня и Воды. Азазель олицетворяет
неожиданность, резкие и внезапные повороты событий, быстроту,
стремительность. Это потусторонняя сила, вмешивающаяся в самый решающий
момент и кардинально меняющая ситуацию. Тем, кто не боится неизвестности и верит в себя, покровительствует Азазель.
Локи — Сатана лукавый, сила стихий Воды и Воздуха. Локи олицетворяет
хитрость и находчивость, остроумие и коварство. Это хитрец и обманщик, и
горе дуракам, попавшимся в его сети. Всем хитрым и находчивым, тем, чья
сила — в остроте ума и искусстве создания иллюзий, покровительствует Локи.
Каждый из концов пентаграммы соответствует одной из стихий: Земля, Огонь,
Вода, Воздух и Дух.
Стихия Земли — это естественные, природные силы, жизнь во всех ее
проявлениях. Земля — это рождение, жизнь и смерть, это здоровье и
сексуальность. Это естественные инстинкты, зверь в человеке.
Стихия Огня — это силы, изменяющие все в мире. Огонь производит как
созидание, так и разрушение, и одно без другого невозможно. Кроме того,
Огонь символизирует физическую силу и энергию.
Стихия Воды — это все тайное, непознанное, выходящее за рамки обыденных представлений. Вода — это тайные силы, действие которых не заметно при первом взгляде. Это магия и все, что с ней связано.
Стихия Воздуха — это сила интеллекта, сила обладания знанием. Кроме того,
Воздух — это свобода, раскованность, открытое пространство. Воздух — это
все новое, молодое, отвергающее любые догмы и границы.
И, наконец, Дух. Этим словом слишком много спекулируют религии, и мало кто
представляет себе его реальное значение. В Сатанизме Дух — это сила воли,
сила желания личности подчинить себе процессы в окружающем мире. Именно Дух направляет силы стихий в нужное русло.
Значение всей пентаграммы — взаимодействие стихий и подчинение их Духу,
силе воли. Конец пентаграммы, символизирующий Дух, направлен вниз, то есть к нам. Обратное его положение (вверх) — имело бы значение подчинения стихий каким-то внешним силам. В Сатанизме основная роль отводится Личности, поэтому используется пентаграмма, направленная концом вниз.
Пентаграмма — основной символ Сатанизма. Она представляет собой
пятиконечную звезду, направленную концом вниз и вписанную в круг.