Massaraksh

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Massaraksh » библиотека » Ирина Ковалева


Ирина Ковалева

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

..Есть у меня недописанная статья об Ирине Ковалевой. Ее книгу "В прошедшем времени" я приобрела два с лишним года назад, но открыла только через год. И, что называется, вросла с первой строчки.
А потом, когда уже начала писать статью, решила найти в Сети информацию об Ирине Ковалевой - и узнала, что 27 января 2007 года ее не стало.
Статью я на этом бросила. А вот книгу - зачитала до дыр. Отыскала в Сети другую ее книгу - "Кукольный ящик". В процессе пока.

И почему столь достойные люди уходят так рано? Ирине Ковалевой было 45. Еще раньше, в 2006-м, не стало 40-летней Марины Георгадзе, в которой я не люблю только одного: что она оставила Россию и уехала в США. А вот как поэт она ОЧЕНЬ. Я бы сказала, одна из наиболее достойных современных авторов. Хотя печаталась редко, публики избегала - и, как следствие, мало кому известна.

Одно из последних стихотворений И. Ковалевой, написанное за несколько месяцев до смерти:

Мы пьем с тобой кофе
в белом коридоре больницы
поджидая очереди
в кабинет в котором известно что скажут
и я вспоминаю
ветер дующий на Кикладах
день рожденья потерявшийся на переполненной палубе
морских ежей под перцовку и другие
домашние чудеса того лета
когда впереди была только жизнь
только жизнь
и ничего больше

Ни ропота, ни исступления, ни лишнего пафоса. Стихотворение - как тяжелый вздох. И все-таки - приятие. Наверно, так и нужно...

И вот еще - несколько строчек:

В этом году
видимо, я не пройду
к консерватории мимо библиотеки и храма.
Но февраль - все равно:
солнце льется в окно
через двойные рамы...

Стихотворение написано в 1994 году, но я ощутила в нем некое предчувствие. "В этом году видимо я не пройду..." - от этих слов веет холодком. Через 12 лет написалось бы по-другому: не только - в этом году, но и вообще никогда больше. Но солнце льется в окно, жизнь идет своим чередом, и она не прекратится даже тогда, когда...

Мне написал ее бывший одноклассник, который был очень удивлен, когда "нашел человека, который знает и любит поэзию Иры". Недавно они собирались на 30-летие выпуска. Спросил, нет ли у меня ее стихотворений, написанных до 1979 года. У меня таких не оказалось. Теперь вот сама ищу, да только непростое это дело - в интернете все одно и то же...

Ссылка на статью из Экслибриса http://exlibris.ng.ru/koncep/2007-04-26/11_memory.html

0

2

Стихотворения И. Ковалевой.

* * *
Не поздно ли призрачный город покинуть,
Поклясться, что праздничный падает снег,
Порыв полонеза, плеснувшего в спину,
Принять за намёк и устроить побег.

На призрачный праздник не пустят без зова,
Такая метель, что не сыщешь пути...
Ремнём позади экипажа чужого
Не выйдет ли санки тайком прикрутить?

О разуме нищем, о крови незвонкой
Забыть незаметно за быстрой ездой,
В строфе предпоследней объехать сторонкой
Тот город, что к вечеру пахнет едой.

И весело ехать, и думать не надо
О том, как входить, говорить и глядеть...
«На коже не тают следы снегопада», –
Понять и, помедлив, лицом побелеть.

Souvenir

О чашке разбитой, о горле больном,
О шарфе кусачем и, может, о том,
Как пахнет подтаявшим чёрным снежком, –
Налгали тебе. Но теперь не солжём,
Что не было нас, как не будет потом.
Мы все тебе снились во сне ледяном –
Как здесь, на Покровке, Волхонке, Солянке
Скребут по асфальту полозьями санки, –
Лопатки и варежки держат в руках
Серьёзные дети в пуховых платках,
И солнце играет в пустых куполах,
И галочий крик отдаётся в ушах.

Но если и ты на краю обернёшься –
Мы все тебе снились. Теперь ты проснёшься,
И штору отдёрнешь, и дню улыбнёшься –
Вчерашние сны поминать ни к чему.
Так пусть, угасая, уходят во тьму
И купол лоскутный, и лес над рекой,
И дым, и граната зерно за щекой,
И та, что стояла у самой черты
Под мартовским ветром своей правоты.

Колыбельная

Сладко ли, милая, сон долгожданный лелеять?
Плач ли искусный, как жалоба птичья, протяжен?
Смол ароматных пролитые слёзы светлее.
Плат погребальный, что парус, – и солон, и влажен.

Саван? Свивальник! Над нежной твоей колыбелью –
Плакальщиц ласковых, ласточек лёгкая стая.
Так нереиды над сестриным сыном скорбели.
Так наклонялась Фетида, младенца купая.

Слабость восславим! – блаженны не львы, но олени,
Жёны блаженны – и жертвы; не праздно хвалима
Доблесть стрелы; нам же – страстная доблесть мишени,
Бег, обагрённый меж рёбер судьбой уносимой –

Тише...сражённому – сон и усердная нега,
Плеском волны осязанья касаемся сладко.
...Алая лань возлежит после долгого бега.
Кровь, как смола, застывает под левой лопаткой.

Вигилия вторая

Во мраке – костры и нестройные крики:
Пируют и пряности в кубки кладут...
«А ты здесь зачем?» – Я зову Эвридику.
Пусть мне Эвридику мою отдадут.

– Найти Эвридику и дать провожатых!
Вы слышали, шваль?! – приказали в ночи.
И тотчас встаёт – шестиногий, косматый,
Но память мне руку сжимает: молчи!

«Ну, точно! Вон там, у реки, погляди-ка, –
В низине, – в крикливой толпе эвридик –
Вон – в красной сорочке – твоя Эвридика:
Вкруг чучела скачет и в дудку дудит.

Она? Узнаёшь? Подозвать, для порядку?»
И скажет она: «Мне не страшно в аду.
Я сплю. Я забыла земную повадку.
И рада, что здесь, и назад не пойду.»

* * *
                                                        Sehr langsam*)

Сердце? – Что сделает сердце в беде и досаде?
Плоский валун омывая всплеском коротким,
Снова и снова – движенье отброшенной пряди,
Лоб, и опущенный взор, и поклон, и походка...

Зрение долго училось пчелиной науке,
Ладился труд благовонный – стяжанье блаженства.
Лакомый облик – тяжёлый и светлый – и руки,
Руки твои, говорю, и ладони, и жесты –

Память? – Нет, это не память, – обрывок, обрубок
Музыки мучит, течёт и не может пролиться,
Кружит и нежит, вдохнёт и запнётся, – и губы,
Веки твои, и виски, и зрачки, и ресницы...

Время уносит прямые прозрачные крылья;
Белые блики колышутся в золоте зыбком...
В боль, точно в воду, войду, – насладившись усильем.
Выговор нежный, и смех, и глаза, и улыбка...

* * *
Любовь моя, как много нам дано!
Ещё друг с другом быть, ещё не ведать
Грядущего, ещё при слове ЗАВТРА
В смущении глаза не отводить...
Ещё не знать, что время не как нить –
Как берег обрывается, а море
Штормит, и небо страшно почернело...
Зажмуриться? – Но веки распахнутся,
Как окна, – сами; отдалённый рокот
Прокатится и повторится ближе,
И стихнет рядом; холод захлестнёт
Прозрачный сад, и воздух потемнеет,
И, обернувшись, скажешь ты: «Гроза?..»
Но нет, ещё не время крыльям ливня
Шуметь над нами. Всё ещё сияет,
Ты здесь ещё; спасительного страха
Душа не преисполнилась, и речи
Ещё звучат восторгом дерзновенным.

* * *
Теперь мы простимся с тобой навсегда
– всегда откликается колокол дальний –
Но брошены в воду цветы – и вода,
Темнея, играет в глубинах зеркальных.

Играет и ровно лежит в берегах
Пустынных и снегом усыпанных мало
И вот в неглубоких, неровных снегах
Темнеет глубокое тело канала.

Корабль уплывает по тёмной воде,
И он уменьшается, и убывает,
И канет, как имя, и будет нигде,
Как имя, которое Бог забывает.

Корабль в зазеркалье плывёт, и сквозь сон,
Уже обнимающий, льнущий бесшумно,
Ещё долетает слабеющий звон
От жалобы, запертой в сумраке трюма.

И он уплывает, и он уплывёт,
И стебли плывут, и они уплывают,
И имя утоплено в памяти вод,
И зеркало, вздрогнув, уже застывает.

И он уплывает, и будет нигде,
И звон проплывает над башней вокзала,
И поезд подходит, и в тёмной воде
Закат расплывается пепельно-алый.

*
Чуть размокнув, сияют
Листья на тёмном асфальте
Не решишься ступать
по Небесной дороге.

*
Утренний иней
На колючих высохших стеблях,
На побуревшей листве.
Осторожная нежность.

*
Беспокойное сердце:
Птица, остающаяся зимовать,
Пролетает немного
С окликающей стаей
И возвращается.
Начало осени.

*
Хорошо уходить теперь
В утренний час
Мимо сборщиков урожая
Мимо дымков над рекой
Не оглянувшись
На краснеющий сад
На серый дощатый забор
Где прижавшись стоит
Вчерашнее сердце
И в пустынной дороге слышен
Серебряный голос
И слова, пришедшие под утро:
«Ибо ты не полюбишь
Молчаливой игры падишахов
Не постигнешь науки
Выбирать между светлым и чёрным.»

* * *
Вот и осень, и даже зима.
На траве декорация града.
Пополудни разлитая тьма,
Но не холодом веет, а хладом.

Это кукольный ящик, вертеп,
Заводной, механический ящик.
Только выпало что-то из скреп
И случилось в судьбе настоящей.

И как только исполнится срок,
С двух сторон полухория лета,
Вновь сойдясь, допоют эпилог,
Не заметив подмены сюжета.

* * *
I
Вот уже несколько лет только в календаре
Наступает зима. Ветки в инее, как в серебре, –
Там, на фотографиях, а снег на дворе,
Если он есть, не виден из-под нечистот,
Обыкновенно же снега нет. Но бывает лёд.

На городской окраине, где начинается год,
Плохо ходят автобусы, и похмельный народ
Мается на остановке, в которой нет
Ни одного стекла, а железный скелет
Не спасает от холода, ветра, слякоти,– ни от чего.
От промозглого прошлого. Даже не моего.

II
То, что сыплется с неба, напоминает стряпню
Новобрачной. Попытка ужина для супруга.
Хочется сесть, повернувшись лицом к огню,
В деревянном доме и слушать, как воет вьюга.

Что же делать в такую погоду? Пить и писать стихи.
Сей рецепт преотличнейший принадлежит Алкею.
Так что причина старше коммунизма и другой чепухи, –
Многократно весомее. И куда тяжелее.

* * *
Я ещё тебя различу
через стёклышко дней,
но словно бы уносят свечу
и отблеск бледней, бледней.

Я ещё вижу ослепительный взмах
и разноцветную тьму,
помню, что предшествуют вдох и страх
имени твоему,

но там, за тяжёлой портьерой сна,
за переплётом окна,
где раньше была суета, беготня,
шорох и вообще возня, –
теперь тишина

и пустота. Остановлен бег
стрелок и, подводя черту,
равнодушный, мелкий сыплется снег
из пустоты в пустоту.

* * *
...И была красота –
Ткань, взлетающая над узкой стопой,
Над сероватой древесиной моста.

Ещё была любовь к яблокам. Каждый плод
Разделялся надвое (но тот)
Помня историю, лёгким кивком отказался от
Яблока. От руки.

Крылья его легки,
Ослепительные, как языки
Пламени – жгучего, – но когда
Он уходит, – сердце, бывшее как звезда,
Остаётся пустым.

Слово, голосом сказанное твоим,
Делалось золотым
И округлым, золотисто-прозрачным, спелым
В воздухе сияющем, золотом и белом,
И, неизменное, оно остаётся целым.

Это, конечно, не сад, но должно быть рядом,
И какая-то ветвь, выглядывая из сада,
Отражается в нём
Как свет, падающий в водоём.

* * *
Всего и осталось: московский снежок,
Тверской на полшага, зимы на вершок
да свет фонарей мандаринных.
Звени же, московская злая метель:
авось и вплетётся в твою карусель
шажок пешеходов старинных.

Авось и увижу морозный дымок –
забывшейся Парки упавший клубок,
от стужи замёрзшую пряжу.
И полоз, как зыбку, качает возок,
и дремлет под шубой усталый ездок,
не сразу заметив пропажу.

Наверное, я ошибусь, и в конце
задачника, в самом последнем столбце
ответ не сойдётся с ответом.
Но знаю одно: мы глядели тогда
в лицо, что сияло нежней, чем вода,
и было судьбой и обетом.

Свисти же, московская злая зима, –
На шаг разговора, на волос ума
и досыта тьмы календарной.
И тонкий, закутанный в чёрное стан
на Чистых Прудах промелькнёт сквозь буран
в качнувшемся круге фонарном.

0

Похожие темы


Вы здесь » Massaraksh » библиотека » Ирина Ковалева